Знакомство с урологом

Статью написал специалист
Есаян Михаил Оганесович
Уролог, Детский уролог

Уважаемый Михаил Оганесович, расскажите почему вы выбрали именно профессию врача детского хирурга?

—Детский мир — это своя психология. Возрастной диапазон пациентов — от младенчества до совершеннолетия. Хирургу нужно уметь собрать анамнез, выяснить локализацию боли у малыша, еще не умеющего говорить, и у подростка, который иногда говорить не хочет. Работа детского хирурга— это ответственный, но очень благородный труд. Лучшей наградой для нас является улыбка выздоравливающего ребенка.

Как вы находите взаимопонимания с пациентами?

— С разными пациентами и тактика общения разная. В любом случае с ребенком нужно разговаривать. Ребенок должен понимать, что будет происходить. Конечно, во многих случаях нам нужна при общении и родительская поддержка.

Если пациент в силу возраста не может объяснить, где именно, как давно и насколько сильно у него болит, диагностика проводится путем непосредственного осмотра, пальпации, специального инструментария.

Могут ли дети вводить вас в заблуждение при опросе?

— Конечно, дети могут обманывать, со страха например. Но они в отличие от взрослых никогда не будут врать.  Иногда, общаясь с ребенком, ты не к словам его прислушиваешься, а к языку жестов, тела, поведения: куда он смотрит, как морщится, когда встает или садится.

— С детьми работать тяжелее чем с взрослыми?
— Ввиду профессии нам приходится работать кроме детей и с родителями, бабушками и дедушками наших пациентов, а это гораздо сложнее. Мысль о том, что малышу предстоит лечение, а тем более операция, вызывает у родителей страх и беспокойство.

Говоря о маленьких пациентах, мы не можем не затронуть и родительскую тему. Иногда случается так, что дети оказываются на приме врача по недосмотру, невнимательности взрослых. С какими случаями вы чаще всего сталкиваетесь ?

— Самое частое это  пищевые отравления и попадания инородных тел в дыхательные пути и пищевод. В клинической практике есть целая коллекция таких предметов — гайки, кольца, монетки, маленькие детали игрушек и конструкторов, даже пипетка (!), которую мама умудрилась уронить в открытый рот малыша при закапывании лекарства и он ее проглотил.

Пищевые отравления требуют не только хирургического вмешательства, но и сложного, длительного дальнейшего лечения. Я имею в виду случаи, когда дети выпивают 70%-ную уксусную эссенцию, моющее  или чистящее средства.  Почему-то у многих они хранятся на нижней полке шкафа, откуда ребенок может легко его достать и  наглотаться этой химии.

– Михаил Оганесович, расскажите, когда необходимо обратиться к детскому хирургу?

– Прежде всего родители должны показать ребенка хирургу в первый месяц жизни малыша, чтобы определить, есть ли у него какие-то хирургические патологии. Но, конечно, существуют и острые состояния, при которых планового осмотра дожидаться не стоит.

– Какие это состояния?

– Например, если у ребенка в животике прощупывается какое-то образование или опухоль. Иногда такое можно заметить при купании.

Из внешних причин – наличие на коже маленьких насыщенно-красных пятнышек. Чаще всего это признаки гемангиомы –
доброкачественной опухоли, которая возникает из-за неправильного развития капилляров кожи. Гемангиома может расти, поэтому если она расположена на лице или, наоборот, в каком-то укромном месте (на половых органах, около заднего прохода), ее лучше убрать. В любом случае все гемангиомы должен осмотреть хирург.

Родители мальчиков могут столкнуться с патологиями развития мочеполовой сферы. Например крипторхизм – болезнь, при которой в мошонке нет одного или двух яичек. В норме у новорожденного мальчика оба яичка уже должны опуститься в мошонку. Поэтому если у малыша прощупывается только одно яичко, нужно обязательно показаться хирургу. Еще одной распространенной патологией у мальчиков является водянка (скопление жидкости) оболочки яичка. Когда жидкости немного и оболочка эластичная, спешного вмешательства хирургов не требуется, и в большинстве случаев заболевание может пройти самостоятельно к 12-18 месяцам.

Конечно, не стоит ждать, если ребенок жалуется на боли в животе. Часто этим неприятным симптомом может проявляться острый аппендицит. Самостоятельно установить диагноз сложно, ведь дети не всегда могут описать характер и локализацию болевых ощущений. Поэтому лучше не заниматься самолечением, а сразу обратиться к врачу.

– В детском возрасте поводом для хирургического лечения (как у мальчиков, так и у девочек) могут быть грыжи – паховые или пупочные. Из-за чего они возникают и насколько это опасно?

– Пупочная грыжа возникает из-за слабости брюшного пресса у новорожденного ребенка. К таким грыжам отношение у хирургов спокойное и до 1 года главная задача – развивать брюшную мускулатуру малыша.

С паховыми грыжами ситуация сложнее. Они требуют обязательного хирургического лечения, так как сами не проходят и могут вызвать ущемление. У мальчиков паховая грыжа встречается чаще, чем у девочек. Но для девочек заболевание опасней, потому что у них грыжевым содержимым чаще бывает не кишка, а яичник. Когда орган выходит за пределы брюшной полости, нарушается его питание, циркуляция крови, и яичник может прийти в такое состояние, что потом уже никогда не будет выполнять свои функции.

Всегда ли поход к хирургу заканчивается оперативным лечением ?

В некоторых случаях не обязательно прибегать к хирургии, и мы об этом говорим. Если я хирург, это не значит, что мне «лишь бы прооперировать».  В некоторых случаях лучше понаблюдать, как, например, в случае пупочной грыжи у детей младше 7 лет. Бывают конечно ситуации, когда важно выполнить операцию как можно раньше, например, при врожденных пороках развития, когда от сроков выполнения оперативного вмешательства зависит функциональный результат и качество дальнейшей жизни. В сложных случаях мы консультируемся и направляем в федеральные лечебные учреждения. Такой подход позволяет взглянуть на проблему с разных сторон и выбрать тактику, наиболее полезную и эффективную для пациента.

– Как долго длится реабилитационный период у детей после операции?

–Организм у детей восстанавливается быстрее, многие уже на следующий день чувствуют себя удовлетворительно, бегают и прыгают, как будто ничего и не было. Однако при некоторых заболеваниях восстановительный период достаточно длительный. На протяжении всего послеоперационного периода мы поддерживаем связь с родителями. Если возникнут какие-то вопросы, они могут позвонить или написать мне в любой мессенджер.

— За последние пять лет число больных детей увеличилось или уменьшилось,  как вы думаете, почему?
— Число больных пациентов  стало больше за счет колоссального прироста численности населения в нашем городе, стало больше выявленных случаев заболеваний благодаря доступности диагностики.

– Какие преимущества имеет частная медицина?

Работая в частной клинике, мы получаем возможность не только использовать современное оборудование и материалы, но и уделять каждому пациенту столько времени, сколько требуется. Мы беседуем с родителями, доступно объясняем, почему выбираем ту или иную тактику лечения, хирургические доступы. У родителей бывает много опасений, они часто приходят с определенным багажом информации, полученной в интернете, у других врачей и знакомых.  Нам важно, чтобы им было понятно, что будет происходить с ребенком, чтобы они были спокойны. К нам часто приходят за вторым, и даже третьим мнением. Уточняют диагноз, возможные варианты лечения, необходимость операции.

– Посоветуйте родителям, как правильно настроить ребенка на осмотр хирурга и операцию.

– К сожалению, иногда взрослые неосознанно настраивают детишек на негативный осмотр: «не будешь слушаться – доктор поставит тебе укол» или «не балуйся, а то дядя тебя накажет». Конечно, все это вызывает у малыша страх, поэтому лучше так не говорить. Перед приходом к врачу нужно объяснить ребенку, что это не страшно и не больно. А по ходу осмотра, если потребуется манипуляция, мы с малышом сможем договориться. В присутствии ребенка мы никогда не произносим «страшные» слова, к примеру, «операция», «укол», «боль», «резать» и др. Наоборот, мы предлагаем малышу «надуть большой-большой шарик» или «погреть лампой животик».

– В завершении нашей беседы, Михаил Оганесович, что вы пожелаете нашим маленьким пациентам и их родителям?

– В первую очередь конечно же счастья и благополучия, здоровья и уверенности в завтрашнем дне. Проявлять заботу и внимание к близким. Своевременная профилактика и раннее выявление заболеваний, способствуют увеличению эффективности лечения и скорейшего выздоровления.